Система образования в России. Бакалавр, магистр, специалист...
              Реформы 
      в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием 
      федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: 
      бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая 
      сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую 
      систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - 
      по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам 
      новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью 
      выбора.
     Уровни   (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас  принятым в 1996 г. федеральным Законом "О высшем профессиональном и 
      послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование 
      включает три ступени:
 -    первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2  года,
 -  вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 
      года,
 -   третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя  модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая -  "магистр" со сроком подготовки 6 лет. 
       
 
      А       теперь - подробнее о бакалавре - кто он. В действующей системе образования 
      это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в 
      терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). 
      Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил 
      фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации - ведь 
      учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7 
      ст. 6 вышеупомянутого Закона - занимать все те должности, для которых их 
      квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. 
      А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых, 
      специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в 
      конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после 
      вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во 
      многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и 
      другим специальностям, "голод" по которым еще долго не будет утолен). В 
      худшем случае, продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно - если вуз 
      дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны 
      справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования - на 
      то она и многоуровневая.
   
   Во-вторых 
      - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть 
      выбор - если решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то 
      учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически 
      обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - 
      дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации - 
      магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной 
      работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени 
      магистра.
       
 Что   же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о 
      выборе личной образовательной   траектории. 
      А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня 
      профессиональной подготовки:
   
 - 
      Этот вид квалификации ( в отличие от "дипломированного специалиста" принят 
      по международной классификации и понятен работодателям во всем 
      мире),
 
   
 - 
      Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при 
      необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с 
      ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, 
      что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых 
      профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней 
      программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе 
      второго высшего образования за 2 - 2,5 года. 
	  
 - 
      Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной 
      деятельности, т.е. обрести экономическую 
      независимость.
       
 
       И 
      еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией 
      "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда 
      только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля 
      продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно 
      (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные 
      места).
	  
 И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный 
  работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. 
  Парадокс? - Нет, просто для так называемой офиссной работы ему нужен просто 
  образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать 
  всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет 
  человек со степенью бакалавра.