На главную страницу Abituru.Ru  О проекте  Контакты
A>Официально >Статьи >Образование: Россия+Европа. Каждый школьник получает шанс продолжить учебу в лучших университетах мира

-=Реклама=- 

 
    ::Добавить в избранное ::

Абитуру.Ру - Информационный портал для абитуриента и школьника. На сайте содержится разнообразная информация о том как успешно закончить школу и поступить в лучшие вузы России. Вы можете скачать тесты ЕГЭ 2006. Рейтинг вузов 2005.

Российская газета
13.11.03.
Елена Новоселова

Диплом из Северодвинска примут в Вене.

Каждый школьник получает шанс продолжить учебу в лучших университетах мира

Россию приняли в Болонский процесс, но почувствовать себя полноправным "продавцом" на общеевропейском рынке образования она сможет только к 2010 году. Впрочем, за оставшиеся шесть лет поработать над своими "ошибками" придется не только нашей стране. Об этом корреспондент "РГ" беседует с министром образования Владимиром Филипповым.

- Владимир Михайлович, Россию признало Болонское сообщество, и это, безусловно, прорыв нашего высшего образования. Одной из причин, за что нас "браковали", была "купля-продажа" дипломов. Однако на станциях московского метро как торговали "липовыми корочками", так и торгуют...

- Сейчас создается единый банк данных дипломов с номерами по странам. При приеме на работу нужно будет только зайти на сайт вуза, набрать на компьютере номер диплома, и машина выдаст информацию о том, действительно ли этот студент там учился или попросту купил себе корочки в переходе. Но, к сожалению, это не самая большая наша проблема. Чтобы российское образование автоматически признавали на Западе, до 2010 года нам еще очень многое предстоит сделать. И, прежде всего, создать многоуровневую систему высшего образования. На Западе, где обучение в школе длится 12-13 лет, в бакалавриате учатся три года, а в магистратуре - два. А у нас, как вы знаете, одиннадцатилетка. Поэтому на бакалавра мы учим четыре года, а на магистра - два.

Кстати, и без оглядки на Болонский процесс мы давно поняли, что такая система нам выгодна. Почему? В Советском Союзе было плановое распределение. Всех готовили пять лет, даже если кто-то уже на первом курсе понял, что будущая профессия ему абсолютно чужда, кто-то решил быть практиком, а кто-то - заниматься наукой. Две ступени "бакалавр-магистр" дают возможность определиться в процессе учебы: нужно ли вообще доучиваться до магистра, если, к примеру, студент мечтает работать инженером в цехе... К слову, отлаживать двухуровневую систему предстоит не только нам. У Германии с этим тоже есть проблемы.

- Зачем надо все-таки объединяться?

- Ну, смотрите. Студенты из стран - участниц Европейского союза смогут записаться на лекции в любом учебном заведении, а потом зачесть прослушанный курс в своем учебном заведении. Дипломы о высшем образовании всех этих университетов должны автоматически признаваться другими государствами. И система эта, если все пойдет хорошо, заработает по всей Европе в 2010 году.

- А что за единое приложение к дипломам должны ввести все страны Европы?

- В России в приложении к диплому отмечено количество часов по каждой дисциплине. Оно может не совпадать даже в вузах одного города. Для автоматического перезачета курса нужно, чтобы он "весил" примерно одинаково в каждой стране Болонского соглашения. К примеру, "Неорганическая химия" - 220-240 часов, или три кредита (зачетных единиц). Это и есть более гибкий способ определения примерных границ, внутри которых количество учебных часов можно считать эквивалентным. Мы отработаем этот способ зачетных единиц на трех российских университетах.

Всем странам Европы предстоит ввести и единое для выпускников вузов приложение к диплому. Оно уже разработано и называется диплом-саплементе. Сейчас же наши ребята приезжают учиться на Запад, и начинается: то одной справки не хватает, то другой... А при наличии "саплементе" никто уже не посмеет требовать что-нибудь дополнительно.

Впрочем, новый вкладыш в диплом - это не просто типографский вопрос. Автоматом признавать халтурный курс в халтурном вузе никто не будет. По европейским требованиям, мы должны выстроить внутривузовскую систему аттестации качества, в том числе с участием преподавателей, студентов, работодателей. Если по уму, так именно последние должны на "госах" оценивать знания выпускников, а не преподаватели, которые, получается, сами себе и ставят оценку.

- Дети обеспеченных россиян и без нашего вступления в Болонское сообщество учатся за границей. Есть деньги и голова на плечах - поезжай и заканчивай хоть Сорбонну. Насколько актуально принятие России в европейскую систему образования, допустим, для паренька из Нижневартовска, если он все равно не сможет учиться за рубежом, потому что у его родителей нет денег?

- Сейчас, будет вам известно, есть проблемы и у богатых. К примеру, съездил студент во Францию или Англию на год, возвращается, и вдруг выясняется: чтобы получить отечественный диплом, "несчастному" придется пропущенный год повторить, а прослушанный за рубежом курс пересдать.

- А почему вы считаете, что России выгодно, если все наши абитуриенты "рванут" за рубеж?

- Посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Дело в том, что европейцы на длительный срок к нам учиться не едут. Наши условия их не устраивают. Но они бы с большим удовольствием дистанционно послушали предметы, где мы традиционно очень сильны, - это физика, химия, математика, технические науки. Так вот, учитывая нынешнее состояние образовательного рынка, Россия может неплохо заработать.

К слову, Европа и боялась, что мы будем предлагать демпинговые цены. Действительно, по соотношению "цена-качество" Россия сейчас в очень выгодном положении. Качество нашего образования неплохое, а цена за отдельные курсы очень низкая. Мы планируем к 2005 году создать сайт, где на основных европейских языках будет размещена информация обо всех российских программах высшего образования, всех вузах, курсах и специальностях, которые мы могли бы предложить иностранным студентам. Причем сами курсы будем читать по-английски. Это значит, что преподавателей тоже надо к этому подготовить.

- И все же вернемся к условному "абитуриенту из Нижневартовска". Вот он окончил школу, сдал ЕГЭ, набрал, допустим, по 70 баллов за каждый предмет. Как ему поступить в какой-нибудь заграничный университет?

- Во-первых, в каждой стране разные правила приема в вузы. Например, в Германии студентов принимают бесплатно, даже иностранцев. Во Франции в университеты народ поступает без экзаменов, ну а если вы решили поучиться в институте типа "Эколь нормаль", придется сдавать вступительные испытания. Другое дело, что за рубежом нет общежитий для студентов, а значит, придется снимать квартиру. Нет бесплатных учебников и стипендий. То есть надо быть готовым к тому, что даже в "бесплатном" вузе за все придется платить.

Технически процесс предъявления документов в европейский вуз ничем не отличается от того, что делали наши выпускники с результатами ЕГЭ. Заходите на сайт выбранного университета, заполняете необходимые виртуальные документы, отправляете их и ждете ответа. Естественно, что для этого нужно знать иностранный язык. А найти европейский адрес в Интернете гораздо проще, чем координаты, скажем, Борисоглебского пединститута.

- Насколько развита миграция студентов в рамках Болонского соглашения в самой Европе?

- Если сравнивать число обменных поездок России со всеми странами Европы и Франции и Германии между собой, то мы на порядок проигрываем.

- Вступая в Болонский процесс, мы должны быть готовы еще и к тому, что начнется путаница с научными степенями.

- Действительно, на Берлинской конференции этот вопрос обсуждался. Степень послевузовской подготовки в Европе является третьей (после бакалавра и магистра) ступенью высшего образования. Но в России этих ступеней четыре: бакалавр, магистр, кандидат и доктор наук. Некоторые ректоры российских вузов высказывали опасения, что от нас потребуют упразднить степень "доктор". Поэтому на конференции было принято решение создать рабочую группу, которая проанализирует, условно говоря, содержание научных степеней во всех странах Европы. И осенью 2005 года в Норвегии представит свой отчет и предложения по приведению всех существующих степеней к единой системе.

Россия тоже вошла в эту рабочую группу, и ее мнение будут учитывать. Причем уже есть прецедент: в этом году мы подписали с Францией соглашение о приравнивании дипломов российского кандидата и французского доктора наук. И остальным странам Европы сможем доказать, что наш кандидат стоит их доктора. Впрочем, мы должны быть готовы при необходимости скорректировать программу нашей аспирантуры. К примеру, внести в нее дополнительные экзамены.

Кстати

В Калининградском государственном университете эксперты Зальцбургского семинара завершили анализ системы управления и интеллектуальный аудит. Работа самого западного вуза России была высоко оценена европейцами. Калининградский университет - восьмой по счету вуз на территории постсоветского пространства, решившийся на оценку своей деятельности по европейским стандартам. Особо отмечены обширные международные связи университета и его успехи в реализации новых образовательных программ. Не только немцы, но и поляки активно сотрудничают с КГУ: работает совместный российско-польский образовательный центр. Здесь обучаются российские и польские студенты-филологи, которые получают сразу два диплома. В Калининграде считают, что не за горами времена, когда диплом КГУ будет приравниваться к дипломам Геттингена или Сорбонны.



 
На верх страницы | VIPSEO | | Школа || ВУЗы России || Рейтинги || Я поступлю || Официально | На верх страницы
Сервер Abituru.Ru, 2004-2014 г.
Все права защищены. продвижение сайтов - VIPSEO.