|
|
Примерные экзаменационные билеты для проведения устной аттестации 2003. Русский язык. |
|
Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата. Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.
Учащийся для итоговой устной аттестации может выбрать любой
предмет, изучавшийся в 9 классе. На аттестации по всем учебным
предметам соответствие знаний выпускников требованиям
государственных образовательных программ, глубина
Департамент общего образования Минобразования России РУССКИЙ ЯЗЫКПо русскому языку предлагается билеты для проведения экзамена в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением предмета и национальных (нерусских) школах. Для подготовки практических вопросов рекомендуем использовать пособие «Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена за курс основной школы. 9 кл.» М.: Дрофа, 1999.. Предлагаемые экзаменационные билета являются примерными. Они составлены в соответствии с «Обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ по русскому языку». Билет включает два вопроса: теоретический и практический. Ответы на эти вопросы позволяют проверить:
Первый вопрос билета — теоретический. Он проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и речи, а также уровень овладения умением создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему. Вопросы связаны с разными разделами школьного курса русского языка. Второй вопрос билета на устном экзамене по русскому языку — практический. Он проверяет уровень практического владения учащимися русским языком: и) как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам: — композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем и т. п.); — стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств1 и стилистических приемов); — типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); — языковой анализ отдёльных элёментов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетаний и предложений); — анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений, (орфографический и пунктуационный разбор).
Ориентация устного
экзамена на анализ текста отражает современный подход в обучении
русскому языку на текстовой основе. Такая направленность в обучении
изменяет взгляд на проверку обученности учащихся и помогает выявить,
не только степень овладения грамматическими, и правописными умениями
и навыками, способность обобщать и систематизировать изученный
материал, но и уровень сформированности речевых умений и
навыков: проводить речеведческий .анализ, текста, его содержания и
строения; умение передавать в выразительном чтении понимание
читаемого текста; умение строить устное, фонологическое и
диалогическое высказывание на экзамене. Билет № 1
Билет № 2
Билет № 3
Билет № 4
Билет № : 5
Билет № 6
1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
Билет № 7
приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные, служебные морфемы. 2. Анализ текста.
Билет № 8
Билет № 9 1.Части речи в русском языке, критерии их выделения
Билет № 10
Билет № 11
1. Глагол как часть речи. 2. Анализ текста. Билет № 12 1. Место причастия и деепричастия в системе частей речи. 2. Анализ текста.
Билет № 13
1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки. 2.Анализ текста.
Билет № 14
1 . Служебные части речи:
предлог, союз, частицы: Их разряды по значению, структуре
и синтаксическому употреблению.
Билет № 15
1. Словосочетание как единица синтаксиса; Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. 2.Анализ текста. Билет № 16
2.Анализ текста.
Билет № 18
Билет № 19 1. Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения. 2. Анализ текста.
Билет № 20 1. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. 2. Анализ текста.
Билет № 21
Билет № 22 1. Предложения с обобщениями, вводными словами и вставными конструкциями. 2. Анализ текста.
Билет № 23
1. Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 2.Анализ текста
Билет № 24
Билет № 25
1. Текст как речевое произведение, основные признаки текста. 2.Анализ текста.
Билет № 26
1. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
Билет № 27
1. Стили речи, их функции и сфера употребления. 2.Анализ текста.
Билет № 28 1. Написание гласных и согласных в составе морфем (орфографические правила указывает учитель) 2. Анализ текста.
Билет № 29
Билет № 30
Билет № 31
Примеры текстов, которые могут быть включены в билет по русскому языку
Количество и характер заданий, сопровождающих эти тексты регулирует сам учитель, учитывая профиль школы и класса. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра. Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н,нн)ая из остального иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)сдел_(н,нн)ым из пальцев или просто сосредоточ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с целым. Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находи(ться,тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_длага_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой. Но мы же и без того ею любуемся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому. ;-., ,, и '.,.. Оказываться, тся) около дорог_ сп_циально постро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат, часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впечатление, от красоты гор усил__ва_(ться, тся) стократ. (В. СОЛОУХИН)
Выполните следующие
задания 2. Определите стиль речи. 3. Какие типы речи сочетаются в этом тексте? Какой основной тип речи?
4. Найдите тезис, его
обоснование, вывод. 1. Найдите в тексте слово, суффикс которого придает слову лексическое значение «немножко, слегка». Приведите свои примеры слов с этим суффиксом. Какой частью речи являются эти слова? 2. Выпишите из текста сложные слова, объясните, как они образованы. 3. Укажите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова, в какой форме употребляются. Объясните их образование. 4. Расскажите, чем осложнены предложения в тексте. При подборе текстов для анализа можно обратиться к различным сборникам текстов, к художественной литературе, а также к «Сборнику текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» Т.М. Пахновой (изд-во «Дрофа», 1999 г.).
Школа с углубленным изучением предмета
Билет состоит из трех вопросов: одного теоретического и двух практических.
Первый вопрос
проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и
речи. Третий вопрос билета предлагает провести анализ подобранного учителем текста по одному из следующих параметров: — композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной, мысли; текста, количества микротем); _ — стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи> выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); — типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, сочетание в тексте различных типовых фрагментов); — языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетании и предложений);
Билет № 1
1. Русский язык — национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык; его нормированность и стилистическая дифференциация. Богатство и выразительность русского языка. Высказывания общественных деятелей, писателей, ученых о русском языке. 2. Напишите план ответа на вопрос «Употребление запятой в простом предложении». 3. Анализ текста. _
Билет № 2
1. Звуковая сторона речи. Звуки речи;
гласные и, согласные. Словесные ударения. Интонация и ее основные элементы. 2.Напишите поздравление другу (подруге) с днем рождения.
Билет № 3
1.Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова: Прямое и переносное значение слов. Синонимы антонимы, омонимы. Фразеологизмы и их употребление в речи. 2. Напишите план ответа на вопрос «Употребление тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении» 3. Анализ текста. Билет № 4 1. Пути пополнения словарного состава русского языка. Типичные способы словообразования знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).
Билет № 5
1. Правила обозначения на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Виды орфограмм в корне, их обозначение на письме. Суффиксы н-нн в именах прилагательных и причастиях, их написание.
2. Напишите приветственное слово юбиляру.
Билет № 6
1. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных и прилагательных. Дефис в написании местоимений и наречий.
2. Напишите, краткий отзыв о недавно
прочитанной книге.
Билет № 7
1. Употребление запятой в простом предложении.
2. Напишите заявление с просьбой принять вас в
10 класс.
Билет № 8
1. Употребление тире и двоеточия между частями сложного предложения. 2. Напишите автобиографию. 3. Анализ текста.
Билет № 9
1. Имя существительное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление существительных-синонимов в зависимости от контекста. Составьте рассказ о происшествии, свидетелем или участником которого вы были. 3. Анализ текста. Билет № 10
Употребление прилагательных-синонимов в зависимости от контекста. 2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание гласных в приставках». 3.Анализ текста.
Билет № 11
1. Глагол: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании, предложении. Употребление глаголов-синонимов в зависимости от контекста. 2. Напишите характеристику какого-либо человека (например, одноклассника). 3.Анализ текста. Билет № 12 1. Причастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в. словосочетании и предложении. Действительные страдательные причастия; способы их образования.
Билет № 13 1. Деепричастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Образование деепричастий. Причастный и деепричастный обороты; знаки препинания в предложениях с этими оборотами. 2. Напишите отчет об экскурсии (на завод, в училище, музей и т.п.). 3. Анализ текста.
Билет № 14
Нормы употребления числительных в речи. 2. Напишите расписку (о получении книга из кабинета русского языка, спортивного инвентаря из спортзала и т.п.) 3.Анализ текста.
Билет № 15
1 . Местоимение: общее грамматическое
значение, морфологические особенности. Разряды местоимений;
синтаксическая роль в предложении. 2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание гласных в корнях слов».
3.Анализ текста. Билет № 16
1. Наречие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, разряды наречий; синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление наречий-синонимов в зависимости от контекста. 2. Напишите объявление об оставленной в транспорте вещи. 3 Анализ текста.
Билет № 17
1. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их значение и особенности употребления в речи. Разряды союзов и частиц.
Билет № 18
1. Словосочетание и предложение — основные единицы синтаксиса. Сходство и различие этих единиц. Согласование, управление, примыкание как типы связи слов в словосочетании. Виды словосочетаний по характеру главного слова. 2.Напишите отзыв о недавно просмотренном кинофильме.
Билет № 19
3. Анализ текста.
Билет № 20
1. Виды односоставных
предложений: особенности употребления их в речи. Неполные
предложениям
Билет № 21 1. Синтаксические конструкции, грамматически не связанные с членами предложений: обращения и их виды; вводные слова и предложения; вставные конструкции. 2.Напишите план ответа на вопрос «Текст и его основные признаки».
Билет № 22
1.Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Русский речевой этикет. Этикетные формулы для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, отказа и т.п. 2. Составьте, словарную статью для толкового словаря' (многозначное слово указывает учитель). 3. Анализ текста
Билет № 23
1. Стили речи:
разговорный, научный, официально-деловой, публицистический,
художественный. Сфера употребления каждого стиля речи, их
характерные особенности. 3. Анализ текста.
Билет № 24
1. Текст и его признаки. Микротема; план текста (простой и сложный).
Билет № 25 1. Типы речи: повествование, описание, рассуждение Разновидности описания, повествования, рассуждения. 2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель). 3. Анализ текста
Национальная школа
Экзамен по русскому языку в национальной школе проводится по билетам, составленным на основе единой программы (и, соответственно, с использованием единых учебников). Вопросы и задания первой части билета преследуют цель проверить навыки и умения связной устной речи учащихся выразительного чтения. Они помогут определить уровень владения практическими навыками и умениями, предусмотренными программой по развитию связной речи, умения использовать в своих ответах материал из окружающей действительности. Вторая часть, билета носит в основном практический характер — она ориентирована на работу с текстом, а также проверяет знания учащихся по лексике, фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации. Ответы ученик должен (по указанию учителя) сопровождать примерами по сопоставлению русского и родного языков. При уценке ответа необходимо предъявлять требования к литературному произношению учащихся, умению правильно строить предложения, связные тексты. Для практических заданий учитель подбирает отдельные слова, словосочетания, предложения (которые записываются на карточки) и связные тексты (с указанием книги, произведения и страницы). С материалом практических заданий учащиеся не должны быть знакомы. Для морфологического разбора предлагаются слова; относящиеся ко всем изученным в школе частям речи для разбора по составу — слова с четко выделяемыми морфемами и в то же время сложные по структуре. Для синтаксического разбора подбираются предложения средней по своему составу сложности.
Билет № 1
1. Что дает вам знание русского языка? Расскажите о роли русского языка в, жизни народов России. 2. Прочитайте текст. Перескажите его содержание. Укажите несколько существительных с предлогами и назовите словосочетания, в которые они входят. Какого рода эти существительные, в каком падеже и числе они употреблены?
Билет № 2 1. Расскажите о вашем городе, его истории и достопримечательностях. 2. Прочитайте текст. Разделите его на части. Составьте
план. Билет № 3 1. Расскажите о своей школе, учителях, друзьях. 2. Прочитайте текст. Выделите главную информацию, передайте ее своими словами. Найдите словосочетания с управлением. Сделайте полный морфологический разбор выделенных глаголов.
Билет № 4
Билет № 5
Билет № 6
1. Какое место в вашей жизни занимает телевидение. Расскажите о любимой телепередаче. 2. Прочитайте отрывок из газетной статьи. Задайте вопросы по содержанию. Сформулируйте его основную мысль. Проведите фонетический разбор двух выделенных слов.
Билет № 7 1. Расскажите о выдающемся деятеле вашего города. 2. Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи он относится. Обоснуйте правильность вашего ответа. Подберите синонимы к выделенным словам и объясните, почему автор употребил именно эти слова, а не их синонимы.
Билет № 8 1. какую музыку вы любите? Расскажите о любимом ансамбле или композиторе. 2.Прочитайте текст-описание. Перескажите его. Определите способ связи предложений в тексте (цепной или параллельный). Обоснуйте свой ответ. Проведите морфологический разбор, выделенных существительных. Билет № 9 1. Занимаетесь ли вы спортом? Какой вид спорта популярен в вашем крае? 2. Прочитайте текст-повествование. Озаглавьте его. Перескажите текст от третьего лица. Определите способ связи предложений в тексте (цепной или параллельный).
Билет № 10
1. Расскажите о праздниках вашего народа. Сравните их с русскими праздниками. 2. Прочитайте текст-рассуждение. Определите его структуру. Перечислите аргументы, которые приведены в тексте. Укажите синтаксические средства связи (союзы и союзные слова). Произведите морфологический разбор одного из союзов.
Билет № 11
Билет № 12
Прочитайте текст. Составьте план. Перескажите текст по составленному плану. Разберите выделенные слова по составу.
Билет № 13
1. Расскажите о вашем любимом писателе. Какой русский писатель вам нравится больше всего? 2. Прочитайте текст. Определите его тему. Кратко передайте содержание. Замените обособленные определения придаточными определительными. Скажите, как повлияла замена на текст.
Билет № 14
Билет № 15
Билет № 16
1. Кого мы называем настоящим другом? 2.Прочитайте текст. Выделите описание предмета. Назовите описываемый предмет, перечислите его признаки. Преобразуйте выделенные сложные предложения в простые. Разберите одно простое предложение по членам.
Билет № 17
1.Кем вы хотите стать? Объясните, почему вы выбрали эту профессию. 2.Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Выскажите ваше отношение к его содержанию. Замените выделенные причастные обороты придаточными предложениями. Определите виды придаточных предложений.
Билет № 18
1. Опишите природу и животный мир вашего края. 2.Прочитайте текст. Определите стилистическую принадлежность. Укажите слова и словосочетания, употребляемые только в таком стиле речи. Подберите антонимы к выделенным словам. Определите, какой частью речи они являются.
Билет № 19
Билет № 20
Билет № 21
1. Расскажите об интересном случае, который произошел с вами. 2. Прочитайте текст. Согласны ли вы с его заголовком? Докажите, что заголовок соответствует (или не соответствует) содержанию текста. Предложите свой вариант заголовка. Найдите в тексте предложения с однородными членами. Докажите, что они являются однородными.
Билет № 22
Билет № 23
1. После IX класса вы
решили работать. Убедите родителей в правильности вашего решения. Билет № 24 1. Чем вам дорог родной язык?
2. Прочитайте текст. Определите тему и основную
мысль.
Бнлет № 25
1. Как берегут и охраняют природу в вашем крае?
2. Прочитайте
рассуждение. Найдите в нем тезис, аргументы, пример, вывод.
Перескажите текст. Найдите в тексте вводные слова. Определите их
значение.
|
| VIPSEO | | Школа || ВУЗы России || Рейтинги || Я поступлю || Официально | |
|
|||